История России:
От Ивана Грозного до Павла I


Онлайн-курс из 15 интерактивных лекций
для любознательных детей и взрослых
Старт - среда, 22 июня
2022 г. в 20:00 по московскому времени
среда, 15 июня - среда,
29 сентября в 20.00 по Москве

Возраст: для ребят от 10 лет и старше
Участвуйте всей семьей!
Лекторий "Покажи и расскажи" представляет
новый увлекательный курс
историка Андрея Карташова

"История России. От Ивана Грозного до Павла I"

для любознательных ребят и взрослых!


Закончилась феодальная раздробленность на Руси. На месте мелких и разрозненных княжеств встало в полный рост единое русское государство. Однако не раз еще в течение последующих двух с половиной столетий будет сотрясаться страна от грозных событий. Мы увидим вначале странную, великую и ужасную эпоху Ивана IV, реформатора и тирана. Станем свидетелями угасания династии Рюриковичей, чтобы погрузиться затем в мрачное безвременье Смуты, с анархией и беззаконием, разорением и хаосом.

Однако первым Романовым удалось возродить страну, успокоить и обезопасить её. Но для того лишь только, чтобы смог новый царь Петр I начать свой гигантский эксперимент. Поворотил он колесо истории вспять и повел Россию по европейскому пути. Последующий дворцовые перевороты и десятилетия господства гвардейских полков вновь чуть было не ввергли страну в бездну. Однако тридцать с лишним лет правления немки, пожелавшей стать русской, Екатерины Великой превратили Россию в могучую державу. Но вот какой ценой было достигнуто величие империи?! И что сделал с ним император Павел I?

Обо всех этих ярчайших событиях и личностях мы будем говорить на нашем новом курсе «Россия от Ивана IV до Павла I»…


О курсе

Наша цель — заинтересовать ребят, чтобы им захотелось узнать больше. Не загрузить деталями, а научить их замечать, задавать вопросы, делать открытия и выводы. В курсе предусмотрены небольшие домашние задания - будем искать информацию, рисовать, исследовать и сравнивать!

На протяжении всего курса мы будем с вами на связи и отвечать на вопросы участников как на лекциях, так и в специальной группе в соц.сетях.

Наш курс способствует:
  • 1
    Образное мышление
    развитию образного мышления; с его помощью легче понять и почувствовать эпоху, почти ощутить её вкус и цвет; а это поможет больше запомнить фактов, имен и событий
  • 2
    Причинно-следственные связи
    развитию способности находить причинно-следственные связи
  • 3
    Нравственные качества
    воспитанию определенных нравственных качеств, так как перед глазами проходит множество людей из Прошлого и есть возможность учиться на их примерах
  • 4
    Понятийный аппарат
    развитию у ребенка понятийного аппарата, пониманию путей зарождения, формирования и развития Российского государства
  • 5
    Собственный взгляд на вещи
    формированию способности объективно относиться к фактам прошлого; возможность отказаться от жестких установок и концепций; дать право на существование другим точкам зрения; выработке своего собственного взгляда на события, желания делать свои собственные выводы
  • 6
    Устная речь
    улучшению устной речи
Расписание курса
среда,
22 июня
в 20:00
среда,
22 июня
в 20:00
Занятие 1.
Россия при Иване Грозном
Его знают все! Имя Ивана Грозного знакомо с детства каждому человеку. Мрачное время жестоких казней, пыток и опричнины. Но эпоха Ивана IV не ограничивается только этим. Были еще грандиозные преобразования и реформы. Создание первого в истории России постоянного войска; попытка задолго до Петра I выйти к Балтийскому морю, чтобы наладить связь с Европой; первые печатные книги; создание первой системы исполнительной власти; ликвидация Казанского ханства и набегов с его стороны; начало освоения Сибири и много другое.

Героем нашего рассказ будет он – Иван IV – прекрасный писатель, отличный игрок в шахматы, обладатель библиотеки в 7 тысяч книг, человек, очень емко сформулировавший идею самодержавной власти: «Азм есмь вольны своих холопей жаловати, а и казнить вольны же!»
среда,
29 июня
в 20:00
среда,
29 июня
в 20:00
Занятие 2.
Правление Федора Иоанновича и Бориса Годунова
В конце 16 века жители Московского царства столкнулись с неслыханной бедой – пресеклась династия Рюриковичей. Мягкий и добрый (или безвольный и бесхарактерный?) царь Федор Иоаннович умер, не оставив наследника. За 14 лет правления удалось вернуть прибалтийские земли, отразить набеги крымских татар, создать патриаршество и стать свидетелем трагической гибели царевича Дмитрия в Угличе. Но крестьяне продолжали убегать от своих хозяев, а потому пришлось правительству ввести сроки сыска беглых – урочные годы.

И вот царя не стало. Напуганные москвичи во главе с патриархом просили взойти на престол Бориса Годунова. Лишь на третий раз согласился царский шурин надеть бармы Мономаха. Однако не сумел хитрый царь предотвратить беду. С ужасом наблюдали его подданные, как черная тень Смуты медленно наползает на государство. Страшным предвестником будущих страданий стал трехлетний неурожай и голод. А потом появился он – Самозванец Григорий Отрепьев…
среда,
6 июля
в 20:00
среда,
6 июля
в 20:00
Занятие 3.
Смутное время
Смутное время – пожалуй самый трагичный эпизод в истории Русского государства. Отсутствие законного правителя привело к появлению множества Самозванцев, выдававших себя за царевича Дмитрия, бившихся за обладание властью в Москве. Толпы наемников в поисках добычи толпами стекались под их знамена. С легким сердцем вытаптывали они поля и сжигали деревни, ибо чужой была для них страна. Человеческая жизнь обесценилась, и восстал брат на брата, и гражданская война разлилась по просторам России. Погрязший в интригах Василий Шуйский противостоял Лжедмитрию II – не самый лучший выбор для подданных. А потом под ударами польской армии короля Сигизмунда пал Смоленск, а шведы вошли в Новгород.

И распалось единство Русской Земли. Кто-то звал на престол польского королевича Владислава, кто-то шведского принца, а кто-то уже вообще не верил, что может сохраниться государство. Большинство же считало, что лишь чудо поможет Руси избежать погибели. Близилось конечное разорение Земли Русской.

Как удалось спасти государство, кто взошел на престол, и кому мы обязаны сохранением России, - все это мы разберем на нашей встрече…
среда,
13 июля
в 20:00
среда,
13 июля
в 20:00
Занятие 4.
Экономика России в 17 веке
Наконец-то завершилась Смута, но долго еще бродили по России отряды и шайки грабителей и разбойников всех мастей. Многие земли еще не вернулись под руку московских царей, жизнь мало по малу возвращалась в разоренные земли. Все больше обрабатывалось крестьянами полей, все громче звучал шум ремесленных инструментов в городах, все оживленнее становилось на торговых площадях.

Мы будем разбираться в хитросплетениях экономической жизни 17 века. Попробуем понять, что значит страшный на первый взгляд термин «мелкотоварное производство». Выясним в чем отличие растущих как грибы после дождя мануфактур от ремесленных мастерских 15го века и индустриальных фабрик века 19го. Почему именно в 17 веке расцвели пышным цветом ярмарки и торговые нити связали отдельные регионы России в единый Всероссийский рынок.

А еще 17 век - это золотой век всех городов, расположенных на дороге из Москвы в Архангельск. Нескончаемым потоком шли по ней обозы, доставлявшие на север товары для отправки в Англию, Германию и Голландию. А навстречу им грохотали телеги, спешившие привезти в Москву такие необходимые заморские грузы…



среда,
20 июля
в 20:00
среда,
20 июля
в 20:00
Занятие 5.
Устройство власти в России в 17 веке
Почти всегда в России существовала власть одного правителя – монархия. Но, оказывается, она бывает множества видов. В 17 веке, например, монархия была сословно-представительная. В чем её отличие от абсолютистской монархии или монархии ограниченной. А чем она непохожа на власть князя периода феодальной раздробленности? А как московские царям вообще удавалось управлять столь огромной страной без радио, телефона, телеграфа, железных дорог и самолетов? И сколько было чиновников, как они назывались и откуда они брались? А титул «царь» выше титула «король» или ниже? И что говорило Соборное Уложение 1649 года о царском здоровье и о том, как его следует беречь? И почему простые слова «слово и дело» внушали такой ужас? Вопросов множество, попробуем найти ответы...
среда,
27 июля
в 20:00
среда,
27 июля
в 20:00
Занятие 6.
Правление Алексея Михайловича
Его называли «Тишайшим». Странное прозвание для царя, известного своим вспыльчивым характером и тяжелой рукой. А уж время его правления тем более трудно назвать тихим и спокойным: бунты, восстание Степана Разина, церковный раскол, множество войн. Тридцать лет Алексей Михайлович возглавлял Россию, но не заслуженно оказался в тени своего великого сына – Петра I. Ведь именно при царе Алексее построен первый военный корабль, распространяется европейская культура, расцветает заморская торговля, происходит бурный рост экономики. Уже при нем Россия вступает в эпоху перемен. А что за человек был Алексей Михайлович? Был ли он на самом деле мягким и нерешительным, как его представляет большинство людей? Или волевым и целеустремленным? Что сам он думал о своем положении царя? Об этом наш рассказ…
среда,
3 августа
в 20:00
среда,
3 августа
в 20:00
Занятие 7.
Внешняя политика России в 17 веке
Находясь на краю Европы, Московское царство долгое было в стороне от бурных европейских событий. Активная торговля, создание союзов и коалиций, заимствования в технике и экономике, - все это проходило мимо России. В середине 16 века Иван Грозный попытался изменить ситуацию и прорваться к Европе, но проиграл Ливонскую войну. Видно не пришло еще время. Смутное время еще больше отбросило страну – Россия не только не получила выход к Балтике, но и потеряла собственные земли. Долгие десятилетия цари из династии Романовых будут решать труднейшие задачи: вернуть утраченное и все-таки проложить дорогу в Европу.

На нашем занятии мы узнаем, удалось ли выиграть Смоленскую войну; почему война с Речью Посполитой вызвала Медный бунт; что такое засечные черты и для чело их строили; что такое «Азовское сидение» и почему оно случилось; чем важен был Вечный мир с Польшей. Дорога в Европу будет нелегкой…
среда,
10 августа
среда,
10 августа
Занятие 8.
Россия в конце 17 века, начало правления Петра I
Они не любили друг друга с детства. С годами нелюбовь переросла в ненависть. И Софья, и Петр имели одного отца – царя Алексея Михайловича, но были рождены разными матерями. Их характеры сильно отличались, но в одном и Софья, и Петр были схожи – в своем стремлении к неограниченной единоличной власти. Их борьба за трон продолжалась с переменным успехом. Вначале удача улыбнулась Софье. Целых семь лет она вершила судьбу России. Но вскоре повзрослевший Петр вырвал скипетр из рук старшей сестры. В неполные два десятилетия уместилось столько событий: три стрелецких бунта, два Крымских похода, «марсовы и нептуновы» потехи, два Азовских похода, Великое посольство. Но не будем торопиться и разберем на нашем занятии все по порядку…
четверг,
18 августа
в 20:00
четверг,
18 августа
в 20:00
Занятие 9.
Реформы Петра I
Правление Петра I разделило историю России на «До» и «После». Ярчайшая эпоха словно ножом разрезала ленту времени. Изменилось буквально все: мода, армия, столица, язык, календарь, система управления государством, быт и много другое. Завершившаяся многолетняя Северная война навсегда вывела Россию в число европейских государств. Застучали топоры на верфях, зашумели многочисленные мануфактуры. Ветер наполнил паруса первых российских кораблей. Жизнь в России забурлила словно в перегретом котле. Но вот только какой ценой были достигнуты перемены? Кому-то реформы приносили богатство, славу и награды, вознося на вершину жизни. Для кого-то они оборачивались неисчислимыми бедами и страданиями. Прав ли был Сенат преподнося Петру титул «Великий»? Напрасно ли славянофилы ругали императора столетие спустя? Попробуем разобраться вместе…
среда,
24 августа
в 20:00
среда,
24 августа
в 20:00
Занятие 10.
Северная война
Через несколько лет после вступления на престол Петр I начал войну, продолжавшуюся неимоверно долго. Два десятилетия, напрягая все силы, Россия рвалась к прибалтийским землям. Наградой в этой исполинской битве был выход к Балтийскому морю и превращение в полноценную европейскую державу. После «Нарвского конфуза» последовали взятие Орешка и триумф под Полтавой. На берегу моря поднялся новый город Санкт-Петербург – Северная Венеция. В портах и гаванях появились флаги иностранных кораблей. Словно бы ниоткуда возникли верфи и мануфактуры. А вскоре российский флот одержал победы около Гангута и Гренгама. Но все ли было так просто в этой войне? За ее годы состав армии обновился трижды; неимоверные налоги вызвали массовое разорение крестьян; увеличилось количество беглых. Причины и итоги войны, её битвы и сражения станут темой нашего следующего занятия…
среда,
31 августа
в 20:00
среда,
31 августа
в 20:00
Занятие 11.
Эпоха дворцовых переворотов
В январе 1725 года Петра Великого не стало. Начался период, вошедший в историю страны под именем «Эпоха дворцовых переворотов». Четыре десятилетия гвардейские полки решали, кому достанется трон Российской империи. Раз за разом под барабанный бой и сверкание штыков низвергались старые правители и возводились новые. Для того лишь только, чтобы уступить скипетр следующему случайному баловню Судьбы. Странное время – здесь всего было с избытком, через край: грубость соседствовала с роскошью, предательство с доблестью, слава с позором.

Принято считать, что, утратив твердую руку, государственный корабль России потерял четкий курс и остановил свой стремительный бег. Реформы прекратились, нет новых побед, нет успехов в искусстве и науке, ничего не создается и не строится, затормозилось экономическое развитие. Так ли это было на самом деле? А если это и правда, то может быть такая пауза стране была просто необходима? Попытаемся разобраться вместе…
среда,
7 сентября
в 20:00
среда,
7 сентября
в 20:00
Занятие 12.
Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов
Между ярким периодом правления Петра Великого и блистательным временем Екатерины II словно бы пролегла завеса тьмы. Будто страна погрузилась в глубочайший сон на долгих четыре десятилетия. Нет звонких имен, нет славных побед, только рутина и болото. О, как же мы далеки от истины! Дипломаты, не зная отдыха, плетут паутину союзов и коалиций. Порой нить обрывается, и вчерашние союзники становятся злейшими врагами.

Военные тем временем встречаются друг с другом на полях сражений, чтобы утвердить могущество своих государств. Какую же роль на мировой сцене играла Россия в середине 18 века? В чем заключались ее интересы, как она пыталась их реализовать?
среда,
14 сентября
в 20:00
среда,
14 сентября
в 20:00
Занятие 13.
Внутренняя политика Екатерины II
Она была на троне 34 года. Целая эпоха! Ангальб-Цербская принцесса, не имевшая никаких прав на русский трон, волею Судьбы оказалась на престоле крупнейшего государства Европы. Как распорядилась она выпавшим шансом, что сделала для страны за столь долгий срок правления? Мощный водоворот реформ закружил Россию: Губернская реформа, городская реформа, попытка систематизировать законы с помощью Уложенной комиссии, секуляризация церковных земель, смягчение телесных наказаний, послабления для старообрядцев, привлечение в страну иностранных фермеров и ремесленников.

Настоящий просвещенный монарх во главе государства. Вот только одно смущает – то ли это Просвещение, о котором мечтали французские мыслители? Реализовала ли Екатерина главные идеи Вольтера, Дидро и Монтескье или ограничилась лишь внешними формами? На этот вопрос нам и предстоит ответить на нашем занятии…
среда,
21 сентября
в 20:00
среда,
21 сентября
в 20:00
Занятие 14.
Внешняя политика Екатерины II
Родившись в крохотном германском княжестве, во многом совершенно случайно оказавшись на русском престоле, Екатерина II обладала широчайшим кругозором и стратегическим мышлением. Твердой рукой она ввела Россию в закрытый клуб государств, кои именовали себя «великие». С помощью Австрии и Пруссии была разделена на части Речь Посполитая. Дважды было нанесено поражение османской империи, после которых русские знамена утвердились на Черном море. Екатерина окончательно уничтожила мечты Швеции вернуть былое могущество на Балтике. Даже океан не остановил императрицу, когда она решила поддержать Американскую революцию. Однако были и поражения: к большому сожалению Екатерины не удалось реализовать «Греческий проект»

Итогом правления Екатерины II на международной арене стали слова канцлера Александра Безбородко: «Не знаю, как при вас станет, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего позволения не смела выпалить».
среда,
28 сентября
в 20:00
среда,
28 сентября
в 20:00
Занятие 15.
Россия при Павле I
Он хотел изменить мир. Ну хотя бы Россию. Всего лишь шесть лет было отпущено ему Судьбой. Бешенная энергия переливалась через край. Если его мать Екатерина II издавала в среднем в месяц по 12 указов, из-под пера Павла выходило по 42 указа в месяц! Не было сферы жизни страны, ускользнувшей от его взора. Но вот каковы результаты такой бурной деятельности? Чего удалось добиться? На этот счет существуют прямо противоположные мнения. А в итоге – удар табакеркой по голове и смерть от рук собственных приближенных. Однако, пора и нам составить свою точку зрения об этом императоре…
Автор и ведущий
  • Андрей Карташов
    • историк, педагог, лектор, экскурсовод, исторический аниматор. Учитель истории высшей категории в частной школе.
    • Ведущий исторической программы «Я из будущего» на радио «Вести FM». Автор и ведущий лекций в городском лектории «Синхронизация», Москва.
    • Закончил исторический факультет МПГУ имени Ленина по специальности «История».
    • Хобби:
    • увлекается исторической реконструкций, специализация «Средние века»
    • театральная студия школы «Путь Зерна»
Хотим принять участие!
Занятия проходят по средам в 20.00 по московскому времени в прямом эфире на платформе Zoom.
Формат интерактивный с активным участием ребят.
Продолжительность: 1,15 -1,30 час

Стоимость при оплате сегодня:
  • Разовый билет на занятие для всей семьи : 750 (850) руб.
  • Абонемент на 5 занятий: 3500 (4250) руб.
  • Абонемент на 15 занятий ( полный курс): 9750 (12000) руб.
Всем участникам предоставляется видеозапись лекций и творческие задания для детей.
Занятие 15
28.09.22
  • Продолжительность занятия - 1 час - 1час 20 минут:
  • 40 -50 мин - лекция
  • 20-30 мин - вопросы и ответы
  • Домашнее задание для участников
  • Видеозапись лекции



750 (850) руб. при оплате сегодня!
Принять участие
Абонемент на 5 занятий
(11-15 занятие)


  • Участие в 5 онлайн-занятиях
  • Видеозаписи лекций
  • Домашнее задание к каждому уроку

3500 (4250) руб. при оплате сегодня!
Принять участие
Абонемент на 15 занятий
(полный курс)
  • Участие в 15 онлайн-занятиях
  • Видеозаписи лекции
  • Домашнее задание к каждому уроку

9750 (12000) руб. при оплате сегодня!
Принять участие
К оплате принимаются любые карты всех стран мира. Вы получите подтверждение об оплате на вашу электронную почту. Если возникнут какие-либо проблемы с оплатой, свяжитесь с нами по адресу hello@showandtell.ru


Внимание! Материалы запрещено использовать для коммерческой цели или выстраивания маркетинговых воронок, рассылок, курсов, ведения групп, привлечения трафика без нашего документального согласия.
© "Покажи и расскажи"
Остались вопросы?
Оставьте заявку на участие, и мы вам перезвоним!
Какие онлайн-программы для подростков вам интересны?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности нашего сайта.

Остались вопросы? Напишите нам по адресу hello@showandtell.ru